Преподаватель ПДД
Главная → Сведения об образовательной организации → Образовательные программы → Преподаватель ПДД
Скачать документ в формате Microsoft Word
Скачать копию документа в формате .jpg
Титульный лист программы
Повышение квалификации преподавателей по подготовкеводителей автотранспортных средств
Форма обучения: Очная;
Количество обучающихся в группе: от 5 до 30 человек;
Срок обучения:1 месяц;
Язык обучения: Русский;
Образовательная программа
Пяснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и «Об образовании в Российской Федерации» .
Программа по педагогическим основам деятельности для преподавателей, не имеющих педагогического образования, предполагает обучение на курсах повышения квалификации с отрывом или без отрыва от работы в образовательных учреждениях, имеющихх соответствующую лицензию.
Цель: Обучение слушателей проводится с целью получения ими знаний по основам психологии, педагогике и методике обучения.
Требования к результатам освоения Программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к преподавателю по подготовке водителей транспортных средств. В требованиях к результатам освоения Программы описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения Программы, указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретаются практические навыки ведения образовательного процесса.
В результате освоения программы: слушатель должен овладеть минимумом систематических знаний об основных психических процессах и свойствах личности, сущности учения, обучения и воспитания, организации, содержании, методах и приемах проведения занятий, контроле и оценке знаний слушателей.
Структура и содержание Программы:
В образовательной программе содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.
В образовательной программе по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по темам.
В образовательной программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы обучения преподавателей.
Требования к организации учебного процесса:
Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями в соответствующей учетной документации.
Обучение включает теоретические, практические занятия и самостоятельную подготовку.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий – 1 академический час (45 минут).
Преподаватели должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.
Освоение образовательной программы обучения преподавателей завершается итоговой аттестацией.
Слушателям, успешно окончившим курс обучения, выдается Удостоверение о повышении квалификации (документ о квалификации), действительное на всей территории Российской Федерации.
Планируемые результаты
В результате освоения программы слушатель должен овладеть минимумом систематических знаний об основных психических процессах и свойствах личности, сущности учения, обучения и воспитания, организации, содержании, методах и приемах проведения занятий, контроле и оценке знаний учащихся, о законодательстве, обеспечивающим безопасность движения.
В результате освоения программы слушатель должен:
уметь
· определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения;
· применять различные формы и методы обучения, учитывая психофизиологические особенности обучающихся различных возрастов;
· планировать проведение теоретических и практических занятий;
· формировать учебно-производственные задания;
· разрабатывать и проводить практические занятия по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортными средствами», с учетом различных уровней подготовки обучаемых;
· отбирать и использовать в обучении соответствующие технологии и технические средства обучения;
· управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других, конструктивно разрешать межличностные конфликты;
· соблюдать режим труда и отдыха;
· совершенствовать свои навыки обучения;
· управлять транспортным средством соответствующей категории.
знать:
· сущность процессов обучения и воспитания, особенности содержания, планирования и организации педагогического процесса;
· формы и методы обучения;
· особенности профессионального обучения;
· методологические основы проведения групповых занятий;
· психологические основы совместимости людей;
· психологические основы безопасного управления транспортным средством
· психические процессы и состояния;
· психофизиологические особенности обучающихся различных возрастов;
· основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики и профессиональной автомобильной школы;
· состав, функции и возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности;
· Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
· перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
· основы безопасного управления транспортным средством в различных условиях движения;
· виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
· уровни риска при выборе границ безопасности и способы снижения завышенной самооценки;
· статистику ДТП, основные причины ДТП, количество погибших и пострадавших в них;
· методику приема экзаменов и зачетов.
Учебный план по курсу:
«Педагогические основы деятельности преподавателя по подготовке водителей автотранспортных средств»
Учебный план раздела«основы психологии»
Программа раздела«основы психологии»
Тема 1. Психические процессы и состояния.
Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роли в управлении транспортным средством. Понятие о надежности водителя. Работоспособность. Факторы, влияющие на утомляемость водителя.
Личность водителя как основа психологической надежности водителя. Эмоции и воля в процессе управления транспортным средством. Основы управления эмоциями. Риск и принятие решений в процессе управления автотранспортным средством.
Тема 2. Личность. Сознание
Понятия о личности. Сущность сознания как важнейшей характеристики личности. Проявление сознания. Речь.
Понятия о волевой регуляции деятельности. Потребности и мотивы.
Понятия о характере и его структуре. Понятия о темпераменте, его типы.
Межличностные отношения.
Тема 3. Психология труда.
Психологическая характеристика педагогической деятельности. Педагогические умения. Личность педагога.Развитие психических процессов в трудовой деятельности.
Тема 4. Психология обучения.
Основные условия формирования знаний, умений и навыков.
Процесс упражнения. Взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Процесс усвоения. Понятия об учении. Формирование навыков самоконтроля действий при освоении трудовых приемов.
Самоанализ педагогической деятельности и ее эффективности (на примере теоретического или практического урока). Психологическая диагностика стиля педагогической деятельности. Отработка приемов эффективного педагогического общения.
Тема 5. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя автотранспортных средств.
Время реакции. Восприятие движения. Распределения внимания. Наглядно-действенное мышление в труде водителя. Утомление и работоспособность. Психический стресс.
Медицинские противопоказания для занятий водительской деятельностью.
Учебный план раздела«основы профессиональной педагогики»
Программа раздела«основы профессиональной педагогики»
Тема 1. Современная педагогическая наука ее взаимодействие с практикой.
Предмет педагогики, ее основные категории (воспитание, обучение, образование, педагогический процесс), их взаимосвязь. Специфика использования педагогической наукой междисциплинарных понятий (личность, деятельность, общение, развитие, формирование). Система педагогических наук. Формы и типы связи педагогики с другими науками. Основные методологические положения современной педагогики. Философские законы, закономерности. Законы диалектики, их всеобщий характер. Теория познания. Системный подход как отражение всеобщей связи явлений.
Теория личности. Теория деятельности. Теория целостного педагогического процесса. Диалектика взаимодействия педагогической теории и практики. Задачи педагогической науки на современном этапе развития общества. Значение педагогической теории в профессиональной подготовке учителя. Структура курса педагогики.
Тема 2. Основные понятия педагогики. Дидактика и принципы обучения.
Педагогика как наука об обучении и воспитании. Понятие о профессиональной (производственной) педагогике.
Дидактика – раздел педагогики, изучающий процессы и системы обучения. Основные принципы дидактики. Содержание обучения. Особенности профессионального обучения. Обучение взрослых. Педагогические знания, умения и навыки.
Тема 3. Формы и методы обучения.
Организация обучения. Урок как основная форма обучения. Психолого-педагогические требования к современному уроку. Основные элементы урока и дидактические требования к ним. Виды и организация проведения уроков. Познавательная деятельность учащихся.
Понятие о методах обучения. Словесные, наглядные и практические методы обучения. Усвоение знаний. Словесные и наглядные методы, виды самостоятельных работ. Методы активного обучения (разбор конкретных ситуаций, дидактические игры и др.).
Методические приемы в деятельности преподавателя. Развивающие методы обучения. Принципы развивающего обучения. Контроль и оценка усвоения знаний. Рейтинг, тестовый контроль. Понятие о средствах обучения. Наглядные пособия.
Тема 4. Воспитание в процессе обучения.
Цели и задачи воспитания при подготовке водителя. Воспитание дисциплинированности и ответственности.Воспитание средствами обучения.
Тема 5. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя.
Методологическая структура педагогической деятельности преподавателя. Самосознание преподавателя. Структура способностей и педагогического мастерства. Педагогический процесс – объект деятельности преподавателя.
Стили педагогического общения. Уровни педагогического общения и их последствия. Этапы педагогического общения.
Стили педагогического управления. Коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению. Профессионально важные качества необходимые педагогу для общения с аудиторией.
Профессиональная этика и педагогический такт преподавателя. Педагогическое мастерство преподавателя.
Учебный план раздела«основы методики профессионального обучения»
Программа раздела«основы методики профессионального обучения»
Тема 1. Подготовка преподавателя к занятиям.
Оснащение кабинетов по предметам «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств», «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортным средством».
Использование перспективно-тематического планирования. Подбор и подготовка учебно-наглядных пособий. Подготовка средств текущего контроля знаний, контрольных вопросов, заданий. Особенности подготовки учебно-материальной базы для проведения практических занятий.
Составление плана-конспекта урока.
Тема 2. Методика проведения теоретических занятий.
Изложение нового материала. Индивидуально-психологический подход к учащимся при изложении и закреплении материала. Использование учебно-наглядных пособий. Закрепление новых знаний. Текущий контроль и оценка знаний учащихся. Организация и проведение письменной контрольной работы (рубежный контроль). Применение контрольных заданий тестового типа.
Особенности проведения занятий по предметам: «Устройство и техническое обслуживание», «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортным средством».
Тема 3. Методика проведение практических занятий.
Вводный инструктаж. Объяснение и показ приемов. Индивидуально-психологический подход к учащимся при объяснении и показе приемов. Обучение разборочно-сборочным операциям. Организация работы звеньев и отработка заданий. Работа учащихся с инструкционными картами. Контроль усвоения практических знаний, умений и навыков. Текущий и заключительный инструктаж.
Тема 4. Применение технических средств обучения и компьютерной техники в подготовке водителей.
Информация о современных учебно-наглядных пособиях и технических средствах обучения, применяемых в подготовке водителей транспортных средств.
Особенности применения компьютерной техники в подготовке водителей.
Основы работы на персональном компьютере.
Список литературы и методических материалов
«основы профессиональной педагогики» и «основы методики профессионального обучения»
1. Андреева Г.А. , Вяликова Г.С., Тютькова И.А. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие – М , 2007.
2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия - Псков, 2006.
3. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика – СПб , 2000.
4. Борисов В.Н. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Практикум: Учеб пособие для педвузов – М , 2002.
5. Варламова А.Я., Кирилов П.В. Педагогика: Учебно-методическое пособие – Волгоград, 2004.
6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии – М., 1996.
7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.
8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие - М., 1996.
9. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике – М , 2004..Кукушин В.С. Теория и методика обучения: учеб пособие – М , 2005.
10. Савостьянова А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией: Учебно-практическое пособие – М , 2005.
11. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие – М , 1997.
12. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика поведения – 2-е изд – М , 2005.
«Основы психологии»
1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.
3. Немов Р.С. Психология Т. 1-3. – М., 2006.
4. Романов А.Н. Автотранспортная психология. – М., 2002.
Календарный учебный график АНО УЦ «Клаксон+»
по курсу «Повышение квалификации преподавателей по подготовке водителей автотранспортных средств»
*Тема1 ( кратко Т, №1 читать — Т-1 )
* ПЗ — Практическое занятие